Звездина Ирина Геннадьевна
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы" (раздел Познание) Участвовали 11 детей , их родители, воспитатель. Цель:
Задачи:
Подготовка экскурсионного снаряжения:
Ход экскурсии. I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний: Воспитатель: Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...". Воспитатель: Дети, какое время года сейчас? Дети: Осень. Воспитатель: А как же вы догадались? Дети: Деревья и трава пожелтели. Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны? Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц. Организация игр с родителями и детьми.
Воспитатель: Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе. Дети слушают и говорят, что услышали. Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе. Разбежались по лужайке Беззаботной, легкой стайкой, Словно девочки – подростки, Белоствольные березки. За руки взялись, и вот – Закружился хоровод. Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая. Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе». Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла». Воспитатель: Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев? Дети: Птицы, белка. Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья? Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах. Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения? Дети: Наверное, ничего. Воспитатель: А так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу). Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена? Дети: Мыши. Воспитатель: Как называются плоды дуба? Дети: Желуди. Воспитатель: Кто помогает распространять плоды дуба? Дети: Сойки. Воспитатель: Кто помогает распространять плоды рябины? Дети: Дрозды и другие птицы. Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили! II этап - изучение нового материала. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали. Дети: Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка. Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень? Дети: Спокойная и грустная. Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина. Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок. Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут). Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки? Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки). Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка). А остальные деревья, как можно назвать? Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья! Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу. Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя. Дети: Медведь готовится к спячке. Воспитатель: Заяц. Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый. Воспитатель: Еж. Дети: Еж готовится к спячке. Воспитатель: Белка. Дети: Белка делает запасы. Воспитатель: На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе. III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного. Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года? Дети: Осенью. Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям? Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу. Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью? Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена. Воспитатель: А как ведут себя животные осенью? Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму. Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу . IV этап - домашнее задание. Воспитатель: Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа". 12 октября 2016 в 08:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.